Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Психологическая готовность к обучению к школе. Советы психолога.

пт, 13/11/2020 - 09:59

Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. В окружение ребенка входит новый взрослый – учитель, который является для него максимально авторитетным человеком. Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения.

Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе. В связи с переходом в школу меняется и отношение взрослых к ребенку. Ему предоставляется большая самостоятельность, он должен сам распределять время, следить за выполнением режима дня, не забывать о своих обязанностях, вовремя и качественно делать домашние задания.

Каждый год первого сентября вместе с первоклассниками мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения.

Готовность к школьному обучению – это не только умение "читать" и "писать". Это еще и нейродинаминамические свойства (подвижность нервных процессов), развитие анализаторов, физическое развитие, состояние здоровья, уровень развития мышечного, а также речевого аппаратов, работоспособность, которые являются основой психологической готовности к школе.

Структурными компонентами психологической готовности к школе являются интеллектуальная и личностная (психологическая) готовность.

Готовность интеллектуальная – общая осведомленность ребенка о внешнем мире, его кругозор, должный уровень развития познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения, а также внимания и речи), наличие специальных знаний и  умений в области математики, родного языка, наличие предпосылок учебной деятельности, школьная зрелость.

Готовность личностная  включает в себя:

  • желание стать школьником, выполнять  новую, серьезную, сложную, но необходимую учебную деятельность;
  • готовность к принятию новой социальной позиции – позиции школьника с кругом важных обязанностей и прав;
  • умение дошкольника строить свои отношения со сверстниками и взрослыми, в первую очередь с учителем, а так же, умение сочувствовать и сопереживать;
  • радостное ожидание начала обучения в школе;
  • достаточно высокий уровень волевого развития, позволяющий ребенку достичь поставленной цели, правильно оценить свою работу, овладеть определенными правилами поведения, навыками самостоятельности в выполнении работы, а также адекватно относиться к трудностям, оценке взрослого.

      Очень полезны для развития интереса к предстоящей учебе развивающие игры и упражнения. Их довольно легко проводить в домашней обстановке, главное, они должны быть понятны и интересны детям. С их помощью развиваются коммуникативные навыки и положительное отношение к учебе.

"Камень, ножницы, бумага"

 

Популярная игра руками развивает произвольное внимание, умение логически мыслить, учит самоконтролю. Играть можно вдвоем или нескольким участникам, например, во время семейного досуга. Правила игры просты, их легко запоминает любой ребёнок. Все участники произносят считалку, качая кулачками: "Камень, ножницы, бумага, раз - два - три! Цу - е - фа!" По окончанию считалки каждый игрок выбрасывает вперед какой-либо знак: камень (кулак), ножницы (указательный и средний пальцы), бумага (ладонь).

  1. Камень сильнее ножниц, потому что затупляет их.
  2. Бумага сильнее камня, так как накрывает его.
  3. Ножницы сильнее бумаги, могут резать ее.
  4. Одинаковый знак у всех игроков означает ничью.

"Я начинаю, а ты заканчивай..."

Для понимания игровой задачи и развития самоконтроля подойдет словесная игра с предложениями. Упражнять ребенка в построении предложений полезно для подготовки его к учебному процессу. Для поддержания интереса используется мяч: взрослый бросает мяч игроку с началом предложения, а тот возвращает с окончанием. Например, "Летом тепло, а зимой... Малыши ходят в детсад, а школьники... На улице бегают, а в школе... На перемене можно играть, а на уроке... В бассейне купаются, а на катке...". Когда дети научатся быстро составлять предложение, можно поменяться ролями: начинает ребенок, а взрослый - продолжает.

"Графический диктант"

Упражнение в рисовании по клеточкам хорошо подходит для развития самоконтроля, произвольности действий, может быть полезно в работе по формированию мотивации учения. Правила знакомы детям, так как часто упражнение часто проводится при подготовке к школе и развития моторики. Диктант проводится на клетчатой бумаге. Взрослый называет количество клеточек и направление движений, ошибиться нельзя, так как рисунок может не получиться.

         

      Взрослым важно знать и помнить о том, что приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни.